понедельник, 1 августа 2011 г.

Коллекция впечатлений: Дзен Михаила Шемякина

Этим летом в Сочи мне посчастливилось попасть на выставку Михаила Шемякина «Рисунки в стиле Дзен», которая уже успела побывать в Нальчике, Краснодаре и Ставрополе. Данная выставка приурочена к выходу в свет книги «Дзен Михаила Шемякина». Представленные работы (, созданные в период с 2002-2004 гг)– всего лишь часть готовящейся  выставки, в которую войдут 400 произведений художника.

Дзадзэн — медитация в «позе лотоса» — требует предельной концентрации сознания и умения не задумываться ни над одной конкретной проблемой. Воспринимать всё окружающее в целом, до малейших деталей. Так и на рисунках Шемякина – дзен в чистом виде, с некой загадкой в виде ехидных ухмылок персонажей. Неровные мазки, округлые и искривленные силуэты… В своих работах Шемякин ловко использовал технику Суми-э, основанную лишь на вдохновении, полностью руководящем кистью художника. Это техника сложна тем, что в ней нет места задумкам – рисунок пишется без предварительного эскиза.  Кисть должна неотрывно следовать за вдохновением без задержек и промедлений. Картины в суми-э рисуются не головой, а сердцем, потому каждый рисунок неповторим и оригинален.


Шемякин позволил нам окунуться в хитросплетение его мыслей и фантазий. Широко раскрыл двери своего мира, чтобы затем громко захлопнуть их, как только зритель погрузится в первый же рисунок. При первом взгляде кажется, что перед тобой неловко закрашенная тушью часть листа, но при более глубоком рассмотрении начинаешь различать силуэты – один за другим. Пляшущие человечки, словно живые, уводят за собой, как кролик Алису в свой мир, свою страну. Становится не по себе от этих фигур в пол-оборота, смотрящих на вас с застывшей ледяной улыбкой. Чего они хотят? Чему так нагло ухмыляются? Люди-глыбы, слившиеся с мрачностью окружающего мира. Сгорбленные, плотно закутанные в одежду, они будто скрывают страшные тайны бытия. Вельможи с искривленными силуэтами, со множеством перекрещенных линий на туловище… кажется, что души их настолько же кривы и уродливы. На другом рисунке гора, напоминающая голову ворона, обреченного, смиренно склонившегося. Часто в работах мелькают  черепа. Невольно начинает окутывать чувство страха…испуг, коварство, сумасшествие, истерия… персонажи впустили вас в мир, где от мира ничего осталось. Почему такие ощущения? Шемякин черпал свое вдохновение не только из суми-э, но и из графики Рембрандта и Гойи. «Ад» Данте кажется весьма правдоподобным в исполнении художника. И «Суета человеческая» мечется в дикой агонии и хаосе…
В этом мире даже Ангелы смерти вызывают скорее жалость, чем страх своими сгорбленными силуэтами и вопрошающими взглядами: «Зачем МЫ теперь? Они страшнее нас, свирепей… Мы не нужны, на нашем месте - человек».



Но есть и другие персонажи – их силуэты округлы и «мягки», некоторые даже улыбаются, слегка обернувшись… Повернутые спиной, им некогда возится с нами, они неторопливо бредут, каждый по своему пути. Но все в сторону Солнца. Они – путешественники, бредущие по мрачному безмолвию вечности в поисках света… света для своих обугленных пороками душ.



Эта серия работ мне напомнила рисунки, которые психиатры дают разглядывать своим пациентам – бесформенные пятна туши. Так и Шемякин подкинул нам проверку на психику - способен ли зритель «отключить» голову и полностью довериться чувствам, заглянуть вглубь себя? Увидит ли он то, что видел сам художник?
Шемякин всегда был особенным в художественном мире. И даже не столько из-за своих причудливых персонажей, сколько из-за силы духа, уникальной способности противостоять обстоятельствам, отстаивать свое право быть тем, кем он является – свободным от предрассудков мастером. Он осмелился сказать вслух о том, что многие, в нелегкие советские времена, замалчивали – человек не «нуль без палочки», а полноценная единица; он есть здесь и сейчас, имеет право на СВОЕ мнение и право его высказать и быть услышанным. Таков он и сегодня - нонконформист Михаил Шемякин.

Комментариев нет:

Отправить комментарий