«Красота – в сердце смотрящего. Что толку силиться быть красивым для
всех? Все равно для кого-то вы будите выглядеть безобразно, а для кого-то
будите воплощением прекрасного… Как я сам, например».
А. МакКуин
Александр МакКуин – одна из самых одиозных фигур в мире моды. Он ворвался в этот мир, как безумный ветер, настежь распахивая перед собой окна и двери, переворачивая все с ног на голову. Многие расценивали его, как стихийное бедствие, другие – восторженно апплодировали. МакКуин, с присущей ему детской непосредственностью, всегда говорил то, что думает, не стараясь понравиться публике и в угоду ей не быть тем, кем он на самом деле не является. Он имел смелость быть самим собой и хотел, чтобы публика из «fashion-тусовки», привыкшая к роскоши, блеску и достатку, наконец-то, перестала любоваться на себя в зеркало и взглянула в окно, распахнутое им, чтобы увидеть настоящий мир. Мир, в котором, кроме Высокой моды, существует еще и другая – невидимая сторона жизни, где люди вынуждены бороться за свое существование.
Так на одном
из своих показов Александр МакКуин вывел на подиум чернокожую манекенщицу в
наручниках в грязном платье с мертвой саранчой, чтобы привлечь внимание к
проблеме голода в Африке. Он хотел показать присутствующим, что есть люди,
которые голодают не потому, что следуют моде, отказываясь от еды и изводя себя
всевозможными диетами; а потому, что полчища саранчи уничтожили весь урожай.
В другой
раз скандальному дизайнеру пришла идея пригласить в качестве модели 23-летнюю
девушку инвалида – Эйми Маллинз. Она
лишилась ног, когда ей был один год, но это не помешало девушке стать двукратной
олимпийской чемпионкой среди инвалидов, а потом еще и моделью у известного
дизайнера. МакКуин сам лично сконструировал протезы, которые были на Эйми во
время показа. После этого его обвинили «в эксплуатации инвалидов в рекламных
целях». На что Александр МакКуин резонно ответил: «Все журналы кишат
изображениями красавцев и красавиц. А я не поменяю людей, с которыми готовил этот
показ, ни на каких супер-моделей; в них есть чувство собственного достоинства,
которого миру Высокой моды как раз не хватает. Вот кого я считаю по-настоящему
красивыми». Александру больше
импонировала внутренняя красота человека, способного с достоинством принять
вызов, брошенный судьбой, и выйти из этой борьбы победителем.
МакКуин
устраивал свои шоу, чтобы с их помощью высказаться о существующих в обществе
проблемах, которые он, как человек, выбившийся из низов, остро ощущал и не
считал нужным замалчивать.
На
показе своей очередной коллекции, проходившей в церкви, он осмелился заявить,
что «религия – это источник всех войн в мире». До МакКуина, никто из дизайнеров
не мог позволить себе такой дерзости. Возникает вопрос: как чопорная Англия,
которая так гордится своими многовековыми традициями, позволила дизайнеру,
известному хулиганскими и провокационными выходками, провести модное шоу в
святом бастионе Британии?
Но А. МакКуин не собирался останавливаться
на достигнутом. Самым скандальным шоу становится показ его коллекции
«Изнасилованная Шотландия». На подиум вышли модели в разорванной одежде, у
которых из-под юбок свисали окровавленные бинты. Неистовый дизайнер напомнил о
событиях, имевших место в XVIII веке. Являясь шотландцем по происхождению, он не смог обойти
стороной эту часть истории своего народа и был горд, что открыто заявил об
этом.
Каждое свое шоу Александр МакКуин
превращал в сенсацию. Он создавал роскошные костюмы, безупречные по своему крою,
умело смешивал исторические элементы и экзотику этнической одежды. Дерзкий дизайнер сражал публику наповал
моделями, обернутыми пленкой со следами от автомобильных шин, одеждой,
испачканной грязью и забинтовывал головы своим моделям, заставлял их ходить по
подиуму, залитому водой. Однажды устроил показ, где коллекцию представляли
вращающиеся манекены. Публика была в ужасе от выходок МакКуина. Многие из его
моделей, скорее, напоминали видения из кошмарных снов и были далеки от реальности. Однако его
шоу являлись не только сюрреалистическими представлениями, но носили еще и
политический подтекст.
Пресса и
модные критики окрестили Александра МакКуина «ужасным ребенком» в мире моды. А каким
еще мог быть мальчишка, родившийся в рабочем квартале Восточного Лондона в
многодетной семье потомственного таксиста, где он был младшим из шестерых
детей? Мальчик, с детства непохожий на остальных сверстников, рисующий эскизы
платьев и мечтающий стать художником. Впоследствии это привело к конфликту
между Александром и его семьей. В 16 лет он был вынужден самостоятельно
зарабатывать себе на жизнь, чтобы ни в чем не зависеть от отца. МакКуин с
успехом овладевает секретами портновского мастерства в модном ателье «Anderson&Shepherd». В 1991 г. он заканчивает престижный
колледж искусств Central St.Martin’s и уже заграницей продолжает изучать технологии модного
производства и маркетинга. Но уже осенью 1996 г. Британский совет моды признает
Александра МакКуина лучшим дизайнером, и он получает от Бернара Арно
приглашение на должность арт-директора Дома Givenchy вместо Джона Галльяно. Такой неожиданный выбор Арно привел в замешательство мир моды. Генеральный директор фирмы Yves Saint Laurent – Пьер Берже, возмущенный
решением Арно, назвал МакКуина «шпаной в благородном Доме». П. Берже
недоумевал, как можно было доверить такому дизайнеру одевать принцесс, графинь
и других знатных аристократов со всего света. Несмотря на все нападки, МакКуин пробыл на посту арт-директора пять
лет (1996-2001 гг.). За это время он сумел поднять имидж Givenchy, сделать его более современным и
значительно увеличить число продаж готовой одежды и аксессуаров. Однако, он сам
был не в восторге от своей работы в Givenchy, считая, что его «используют как
рекламную обложку, а не как дизайнера». Поэтому, когда в 2002 г. Gucci Group сделала предложение МакКуину стать
креативным директором своего именного лейбла, он, не задумываясь, согласился.
Вдохновением для новой коллекции
осень-зима 2002 г. в Париже стал образ «сильной женщины». Он объяснил это так:
«Я не хочу, чтобы женщины выглядела слабеньким, наивным существом, окутанным
облачком шифона. Моя женщина должна быть сильной, чтобы противостоять любому
давлению на нее. У меня три сестры, и я многократно имел возможность видеть все
страдания, которые доставляли им мужчины. В этом корни моих феминистических
настроений».
МакКуин был странной и противоречивой натурой. С одной стороны – он выставлял
себя напоказ, не делая секрета из своих сексуальных предпочтений, а с другой –
был очень ранимым человеком. Александр говорил:
«Мир моды – это джунгли, полные отвратительных, алчных гиен». Он старался
выжить в этих джунглях, а мальчику из рабочего квартала это было непросто.
МакКуину
удалось стать одним из самых известных дизайнеров в мире моды. Он открыл сеть бутиков в Лондоне,
Милане, Нью-Йорке, Лас-Вегасе и Лос-Анджелесе. Его четырежды (1996, 1997, 2001
и 2003 гг.) объявляли лучшим британским модельером (British Designer of the Year). На последней церемонии (2003 г.)
награду ему вручал лично принц Чарльз, которого МакКуин смутил своим внезапным появлением на самокате в широком голубом
комбинезоне. Он оставался верен своему имиджу, продолжая развлекать публику,
ведь она всегда ждала от него яркого шоу.
Неделя
моды в Нью-Йорке 2010 г. прошла без участия МакКуина. Но и в этот раз ему
удалось повергнуть модную тусовку в шок и оцепенение. Неожиданно для всех
МакКуин решил уйти из жизни, так он закончил свое последнее шоу.
В
настоящее время креативным директором модного дома Alexander McQueen является Сара Бертон. На открытии нового
магазина Alexander McQueen в Пекине (2011 г.) она сказала: «Я никогда даже пытаться не хотела
заменить его, но сейчас, когда я оглядываюсь назад, я рада, что взялась за эту
работу – потому что это сохранило его ателье, его дух и нашу команду. Потому
что, если бы все это просто исчезло, то ради чего он так упорно трудился все эти
годы?»
МакКуин стремился, чтобы его одежда
вызывала сильные эмоции. Созданные им, образы порой были слишком агрессивны и
далеки от реальной жизни, но, возможно, именно это послужило вдохновением для
многих его поклонников, к которым, надо признаться, отношусь и я сама. Конечно,
я не ношу шляпки с чучелами птиц, не делаю себе силиконовые накладки на лицо,
но мне всегда нравились люди, которые не бояться показаться нелепыми и
смешными. Шоу МакКуина – не просто эпатаж, а истории из жизни. Он сказал
как-то: «Я думаю, что жизнь – это мрачная сказка, бесконечная карусель. Мое шоу
– об этом. Родители говорят детям, что клоуны должны делать людей счастливыми.
Это неправда. На самом деле, они не делают никого счастливыми. Они сами – страшные
и грустные». Может, А. МакКуин был не таким уж плохим парнем, каким казался
многим, в том числе и себе самому?
©Margarita Gabor
МакКуин-был классный!Эпиграф мне очень понравился)))Спасибо!
ОтветитьУдалитьНаписано с чувством, не так сухо как в иногда пишут.
ОтветитьУдалитьМакКуину можно подражать,но заменить его не сможет никто!!!
ОтветитьУдалить